На пути к Богу с карандашом и кистью.

Людмила Александровна Никитина рассказывает на занятиях в Воскресной школе Благовещенского собора г. Тюмени о красоте Божьего мира при помощи красок. Рисунки ее учеников — живые и чистые, трогают душу, вызывают умиление и радость. В жизни каждого человека наступает момент окончания трудовой деятельности. Вот и наш горячо любимый творческий педагог завершил работу в Воскресной школе и уходит на заслуженный отдых. Людмила Александровна Никитина является одним из первых преподавателей в Воскресной школе Благовещенского собора г. Тюмени. В 2010 году именно она проводила первые занятия с детьми в строительном вагончике. За 12 лет работы более 150 детей посетили ее уроки рисования, некоторые дети ходили занятия на протяжении 5- 6 лет.
За этот период преподавателем создано особое культурное пространство, творческое культурно-этическое поле, которое формировало души наших детей. Вообще изобразительная деятельность в Воскресной школе является добрым времяпровождением, впоследствии всю жизнь будет вспоминаться ребятами.
Преподаватель рисования учит ребенка на уроках созерцать саму жизнь и радоваться ей, смотреть на лица друзей и от души улыбаться, в рисунке остается прекрасный день, и это воспоминание будет поддерживать ребенка в будущем во всех тяготах.
На протяжении многолетней работы Людмила Александровна учила самому главному в Воскресной школе – духу нравственной доброй жизни.
Искусство способно преображать душу человека, прививать чувство справедливости, побуждать к совершению благородных поступков. Через регулярное совершенствование в процессе учебной деятельности ученики приходят к пониманию закономерностей духовной жизни. Впоследствии кто-то станет врачом, кто-то учителем, а кто-то ученым, но все с благодарностью будут вспоминать своего учителя рисования, вдохновившего их на подвиг жизни, сумевшего привить им понимание красоты мира и величия человеческой души.
Для творческого процесса очень важны личностные качества учителя, как профессионала своего дела и как человека. Как известно нравственность ученика формируется нравственностью учителя, знания – знаниями, мастерство – мастерством педагога.

Людмила Александровна как педагог с большой буквы наделена такими качествами как профессиональная подготовка, знание предмета и возрастной психологии учеников, имеет педагогический талант. На своих занятиях она проявляет максимальную внимательность, деликатность и любовь к детям, вкладывает свою душу в работу и дарит ее частичку детям. Интересен тот факт, что Людмила Александровна на своих уроках использовала как врач клятву Гиппократа — не навреди!
На уроке изобразительного искусства, как ни на каком другом, учитель может заглянуть, затронуть, прикоснуться к очень личностным сторонам ребенка – душе, судьбе! Рисуя, дети проживают события, создают свою реальность, проектируют будущее. Создавая свою реальность, ребенок абсолютно уверен, что мир добр, благодушен и успешен. Дети мечтают, придумывают, фантазируют, хотят быть свободными, решать, что они хотят, вспоминать прожитое, представлять будущее. На уроке ИЗО все это можно запросто осуществить. Помощь в том, чтобы не вмешиваться, а помочь воплощать, вооружая техникой работы различными материалами.
Людмила Александровна как грамотный и чуткий учитель ИЗО помогает ребенку раскрыть в себе творческую личность, стать счастливым через самовыражение в творческой деятельности, почувствовать красоту, которую подарили нам предыдущие поколения, научиться передавать это чувство красоты и гармонии следующему поколению. Учитель рисования на уроках реализует одну из главных функций художника – вдохновить, так сказать, включить душу ребенка в работу.
Людмила Александровна была не только источником новых знаний для детей и родителей, но и дарила веру в то, что у ребенка все получится. Оказывается, многие дети боятся рисовать, не хотят рисовать (по наблюдениям до 40%) потому что «у них не получится», боятся не соответствовать тому, чего ждут от них взрослые. И в таких случаях задача педагога ИЗО создавать позитивную ситуацию. На родительских собраниях преподаватель рассказывала о достижениях ребенка, о труде, вложенном в работу, о значении работы для ребенка, приглашала родителей на уроки и участие в общих мероприятиях.
На время занятий большой светлый класс Воскресной школы становится творческой мастерской с доверительной атмосферой. Это привлекает, как малышей, так и подростков, для которых рисование это эмоциональная отдушина — самовыражение. На уроках ИЗО дети постепенно учились находить ответ на вопрос «Для чего нужно рисование?» и от простого ответа: «чтобы научиться рисовать» приходили к ответам: «для красоты», «для выражения настроения и состояния души», и самое главное «для умения чувствовать и понимать другого человека». Из уроков рисования вытекает следующее очень важное умение: — умение встать на позицию другого и увидеть его глазами. Это необходимо и взрослому и ребенку. Отношение к людям и отношения с «другими», не похожими на «меня» — основа становления личности и своего «я». Без других нет смысла во мне. Как ни на каком другом уроке это проявляется на ИЗО – ученик-автор и ученик-зритель.
Людмила Александровна приближала детей к творчеству через наш родной край, дети с родителями ездили на экскурсии по городам Тюменской области, регулярно посещали музеи. Особым периодом в течении каждого учебного года – была подготовка к конкурсам и тематическим выставкам, работа над очередным выпуском стенгазеты «Радость моя».
Сами уроки были насыщены изучением истории православия через древнерусскую живопись. Дети знакомились с древнейшими иконами известных музеев, преподаватель рассказывала о традиционной технике иконописи, монументальной живописи, фресках, реставрации икон. Период обучения является бесценным временем знакомства с тысячелетним наследием культуры Святой Руси, ее храмами и росписями.
Как известно, преподавание в Воскресных школах, в принципе, дело не простое. Педагогу ИЗО нужны знания в области мировой художественной культуры и церковного искусства, поэтому приходится серьёзно подходить к адаптации теории изобразительного искусства. О своих интересных идеях, приемах и наработках Людмила Александровна с радостью делится с новыми педагогами.

Из заметок Людмилы Александровны Никитиной:
За годы работы много мероприятий было в рамках занятий изодеятельностью. Особенно запомнилось время подготовки к выпуску сборника православных стихов тюменской поэтессы Юлии Щербань. Было принято решение проиллюстрировать стихи детскими рисунками.
На занятиях я читала стихи выборочно, думала, что ребята будут изображать пейзажные описания, но детские души больше затронули эмоции. И когда в рисунке Марианны Л. (стихотворение «Свечи») появился образ девушки, похожей на свечу, а свеча в руке оказалась почти незаметной, поняла, что стихи ребята прочувствовали по-своему и результат будет особый.
Потом начались другие открытия. В иллюстрации Насти Б. (стихотворение «Какой ликующей была толпа…») нет лиц, хотя есть попытка нарисовать сандалии. «Не успела?» — спрашиваю я. «Нет, не буду их рисовать. Они сначала ликовали, а потом предали Христа.»
И в каждой иллюстрации свои мысли, свое понимание, свое глубокое осмысление. Конечно, работам не хватает академизма, ведь в Воскресной школе больше внимания уделяется нравственному аспекту: Почему нужно уважать родителей? Почему нужно помогать? Почему нельзя унижать другого человека? В этих вопросах ребята ориентируются гораздо точнее многих сегодняшних взрослых.
Урок общения с поэтическими строками, стремление понять другого человека, попытка нарисовать эмоцию – трудная, но очень полезная задача. Очень радует то, что дети стараются!

Из заметок Людмилы Александровны Никитиной, указанных в летописи Благовещенского собора г. Тюмени, события 2011 года:
В тот год выпал снег, как положено, после Покрова Пресвятой Богородицы. Выпадет и снова растает, как и бывает осенью в Сибири.
По благословению батюшки Алексия Симакова занятия Воскресной школы проходили в небольшом строительном вагончике – стол, две длинные скамьи, покрытые вышитыми покрывалами и обогреватель, который сторож всегда включал утром, чтобы ребятишки не замерзли.
Опять выпал снег. Иду на занятия, вокруг белым-бело, но не морозно. К нашему вагончику следы, наверное сторож приходил включить обогреватель. А вот роза расцвела…Стоп!!! Как роза??? Поздняя осень, снег!!! Белые лепестки бутона начали уже распускаться, прожилки на зеленных листьях слегка розового цвета. Интересно, дети заметят ее?
Когда занятие подошло к концу, и ребята уже начали расходиться, в вагончик влетела Лиза Афанасьева: «Людмила Александровна, у нас под окном роза расцвела!». С криками «Где? Где?» Гриша и Семен Зимневы выбежали, даже не застегнув курточки. На улице были сумерки. Роза еще немножко раскрыла свои лепестки и под тяжестью цветка слегка наклонилась к земле.
Дома мне никто не поверил, пока я не показала фотографию.
«Чудо! – сказал муж, — Вы с учениками видели чудо!»

3 ноября 2011 года в (еще тогда строящийся) храм был доставлен Пояс Пресвятой Богородицы. Начальник строительства Лобастов Андрей Юрьевич рассказал, что давно посадил розовый куст, ухаживал за ним, но он рос как терновый, без цветов – листья и колючки.
Ирина Павловна Чикирева (староста прихода) сопоставила дни и сказала: Роза расцвела в тот день, когда решали, привезут ли Пояс Пресвятой Богородицы в наш храм, и вот чудо – Пояс Пресвятой Богородицы, по воле Божией, привезли!!!

Из заметок родителей и детей
Семья Бирюковых:
Людмила Александровна — необыкновенный, светлый, душевный, мягкий человек! Потрясающий художник! Всегда интересные уроки, индивидуальный творческий подход к каждому, при том, что дети работали в группе!!! Ее занятия научили увидеть новые оттенки природы! А на душе остались только теплые воспоминания!

София Медведева, 16 лет:
Я благодарна Людмиле Александровне за многое. Вместе с ней мы начали раскрывать мой талант к рисованию, и, возможно, именно она привила мне любовь к творчеству. Она была всегда очень доброй, внимательной. Деликатно исправляла или дополняла наши работы, учила нас видеть прекрасное и в людях, и в природе, учила чтить традиции. Благодаря Людмиле Александровне я участвовала в различных конкурсах и получала награды, что меня, безусловно, радовало и придавало мне уверенности в себе. Я росла и развивалась на тех занятиях, которые она проводила. Людмиле Александровне желаю здоровья, душевного тепла и всего самого светлого и доброго. Всегда буду с теплом в сердце вспоминать наши занятия.

Данил Миронов, 16 лет:
Людмила Александровна Никитина – мой самый любимый преподаватель. Впервые на занятия к ней я пришел, когда мне было 10 лет. В это время я еще не умел и не любил рисовать. Любовь к изобразительному искусству привила мне именно Людмила Александровна. Более того, в дальнейшей жизни я планирую стать дизайнером – для поступления в учебное заведение мне как раз нужны умения и навыки, которые дал мне этот преподаватель. Я ей очень благодарен. Она не только опытный специалист, но и очень светлый человек. Мне крайне жаль, что уроки с Людмилой Александровной закончены. Но радует, что мы будем встречаться в храме и то, что я продолжаю обучаться у ее выпускницы из художественной школы города Ноябрьска – Ольги Александровны. Дай Бог Людмиле Александровне доброго здравия, полноты сил, крепкой веры и всего самого светлого. Мы Вас любим, Людмила Александровна!

Из заметок Веры Викторовны Акулич (педагог Воскресной школы):
При подготовке к ежегодному рождественскому поздравлению детей Воскресной школы, было решено в качестве подарков изготовить кружки с изображением нашего великолепного Благовещенского собора. У меня возникло желание неформально подойти к этому делу, ведь в нашей ИЗО-студии накопилось столько чудесных работ к Рождеству Христову и с видами на собор. На уроках у Людмилы Александровны ребята рисовали храм и зимним, и летним и даже строящимся.
И мы начали отбирать подходящие по тематике и формату рисунки… Людмила Александровна помнила все-все работы, начиная с первой, выполненной еще в строительном вагончике, а самое главное каждого юного художника и даже его настроение и эмоциональный окрас, запечатлевшийся на рисунке.
Скрепя сердце, я вынуждена была отказывать Людмиле Александровне в печати многих рисунков, не проходящих под формат (из сотен работ, созданных за 11 лет, отобрали только 4). И за каждую картину, отложенную в сторону, она очень переживала, приводила доводы, убеждала меня… А мне пришлось частицы душ детей, красоту их художественного посыла, замысла… одним словом шедевры, выпущенные под руководством чуткого педагога подогнать под формат изделия…
С Божьей помощью эксклюзивные кружки были выпущены. На них попали рисунки детей от 6 до 10 лет, причём одна из работ была выполнена ребенком на самых первых занятиях в ИЗО студии — каково мастерство педагога!
Запомнилась мне одна история с коллекцией этих кружек. Я стояла за прилавком на нашей храмовой рождественской ярмарке, когда ко мне подошла наша давняя и любимая прихожанка. Ну я возьми и покажи ей наши бокалы, не с целью реализации, а так… сама не знаю для чего. А она посмотрела и так оживилась: «Да это же Василисин рисунок!!!» Её внучка, занимаясь у Людмилы Александровны, нарисовала Святое Семейство к Рождеству Христову десять лет назад, а сейчас ей уже 20 лет и учится она в Москве… А бабушка узнала её работу, была тронута тем, что из множества других рисунков, выбрали именно её, расчувствовалась, слёзы навернулись… Купила она у нас несколько кружек с внучкиным рисунком, сказала, в Москву ей отправит.

Из заметок Татьяны Архангельской (директор и педагог Воскресной школы до 2022 года):
Преподаватель Воскресной школы — это не профессия, это состояние души, то самое, когда хочется не только давать детям знания, но и укреплять их веру, развивать мышление и творческие способности, помогать родителям в воспитании ребёнка настоящим христианином. Самое главное в Воскресной школе — не только давать детям знания, но и привить маленьким христианам любовь к Богу, церковным таинствам, пробудить нравственное чувство, чтобы ребёнок мог отличить добро от зла, так как в современном мире эти понятия становятся все более размытыми. Если ребёнок знает события из Ветхого и Нового Завета — это хорошо, если он знает основные церковные праздники и может читать по-церковнославянски — это просто прекрасно, но всё же главной целью занятий должно быть развитие ребёнка как христианской личности. Если ребёнок знает все истины умом, но не прилепляется к ним сердцем — это мёртвые истины, то, что не прошло через сердце, быстро забывается и отмирает.
Людмила Александровна именно тот преподаватель, который работает по призванию души. Она посвятила себя этому деланию и прекрасно понимает, что ей нужно стремиться вкладывать в свою работу частичку своей души. Ведь будучи преподавателем, нельзя работать наполовину, нужно всецело отдаваться работе, стараться в полную силу.
Что значит быть преподавателем Воскресной школы? Людмила Александровна понимает, что это непросто: нужно тратить много времени на подготовку к уроку, чтобы он был не только информационно насыщен, но и касался сердечных струн детской души, однако усилия стоят того: как радуется и ликует душа преподавателя, когда он понимает, что его труды не были напрасны! Правда, иногда плоды запаздывают. Преподаватель трудится от всего сердца, однако желаемого результата не видно. Здесь поможет только твёрдое упование на Господа, вера в то, что Он произрастит семя, заложенное в души детей, в своё время. А надежда на Бога, как мы знаем, никогда не постыжает!
Дети меняются — рано или поздно — благодаря нелёгкому, но очень нужному труду преподавателя Воскресной школы. Именно благодаря ему дети познают этот мир и его красоту с точки зрения Православия, учатся различать добро и зло, видеть Бога в своей жизни. Такой учитель не просто даёт знания — он учит жить по-христиански, жить так, чтобы, когда придёт конец земного пути, с тёплой улыбкой и добрым словом вспомнить своего учителя, который помог и указал истинный и единственный путь сюда, в Царство Небесное, к Господу нашему Иисусу Христу!

Просмотры (380)

Комментарии закрыты.